Смертельные тайфуны, испепеляющая жара и заливающие города дожди — это не капризы природы, а прямое следствие воздействия антропогенного фактора на климат. Пора бы и остановиться. Конечно, каждый отдельно взятый человек не способен одномоментно прекратить стремительное таяние льда на Эвересте, но он может повлиять на замедление темпов повышения температуры атмосферы нашего общего дома — планеты Земля.
Мусорный завал
Наводнения этого лета унесли жизни многих людей и нанесли колоссальный ущерб инфраструктуре городов Европы и Китая. Аномальные морозы, охватившие США прошедшей зимой, привели к разрушениям на сумму, превышающую 15 миллиардов долларов. У нас в Прибалхашье случился пожар, уничтоживший лодки, крестьянские угодья и скот, были и человеческие жертвы — стихийных бедствий таких масштабов не было за всю историю независимого Казахстана. Это краткий и далеко не полный перечень катаклизмов 2021 года, которые показывают, что климат меняется, и меняется в худшую для человечества сторону.
О причинах, приведших к такой ситуации, исписаны уже тома книг, и, если сформулировать проблему одной строкой, то всему виной глобальное потепление, вызванное в том числе активной деятельностью человека. Говоря об индивидуумах, можно продолжать открещиваться от причастности к происходящему, сбрасывая вину на последствия индустриального развития. Но то, что на природные трансформации оказывает влияние даже отдельно взятый человек, — это факт. Пусть многие об этом даже не подозревают.
Люди привыкли жить в зоне комфорта, неотъемлемой частью которого является чистота. Вынося мусор за пределы квартиры, мы ставим для себя точку в этом вопросе, а ведь именно они — отходы — оказывают сильнейшее влияние как на экологию, так и на происходящие природные процессы.
Ежедневно Алматы производит 1300 тонн мусора, в Нур-Султане этот показатель чуть ниже, но если рассматривать в целом по стране, то на каждого казахстанца ежегодно приходится более 165 килограммов мусора (а нас почти 19 миллионов). При этом под переработку попадает не более пяти процентов, все остальное отправляется на мусорные полигоны.
Из окон городских офисов не видно, как область методично обрастает коростой, масштабы которой поражают сознание. Сегодня объем мусорных полигонов составляет примерно 25 миллиардов тонн, и практически весь этот объем уже не подлежит переработке.
Есть и другие пугающие цифры. Всего в стране официально зарегистрировано 3000 полигонов, но лишь 17,4 процента соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам. На всех остальных уровень токсичных и опасных веществ просто зашкаливает. Но хуже всего, что помимо законных существует более 4700 стихийных полигонов, наполнение которых происходит бесконтрольно. Усугубляют ситуацию и пожары на полигонах, в результате которых в атмосферу и почву попадают опасные химикаты. Только за этот год на свалках зафиксировали более 40 фактов возгорания, и многие пожары длились неделями.
И страшно даже не то, что скоро Казахстан может захлебнуться в собственных отходах, а то, какое воздействие они оказывают на климат. Ученые уже давно доказали, что, по самым скромным подсчетам, «свалочный» газ в 25 раз больше влияет на глобальное потепление, чем выбросы CO2.
Сокращение вакуума
Диоксины и фураны, которые выделяются при сгорании отходов, имеют свойство накапливаться в организме, поражать печень, нервную и иммунную системы. В процессе сжигания в воздух попадают также потенциально опасные вещества – ртуть, свинец, мышьяк, хром, кобальт, никель. Опасные оказываются не только в атмосфере, но и вместе с дождями проникают глубоко в почву, где в буквальном смысле отравляют грунтовые воды. Это все оказывает негативное влияние на флору, ведь все растения питаются из-под земли, после чего попадают на стол человека. Круговорот воды в природе никто не отменял.
Отдельного внимания заслуживает тема вывода и накопления сточных вод. Для Алматы таким накопителем служит Сорбулак — площадь его зеркала составляет 58 квадратных километров, а емкость — около 900 миллионов кубических метров. Это полноценное озеро, в котором кипит своя жизнь. В толще воды обитает множество видов рыб, но употреблять ее в пищу категорически запрещено, поскольку ее плоть буквально пропитана опасными для человека веществами. Любой вид промысла на Сорбулаке запрещен, однако браконьеры и нечистые на руку предприниматели нередко попадаются на ловле. Несложно догадаться, куда они отправляют свой улов – на прилавки рынков, продают смертельный товар у обочины, с кузовов грузовых автомобилей.
Де-факто человечество продолжит производить мусор, но здесь главный вопрос не в том, продолжим ли мы выбрасывать его куда-либо, а в том, как это делать! Процесс имеет значение.
В начале июня ООН объявила о начале Десятилетия по восстановлению экосистемы, которое направлено на объединение граждан, правительств и корпораций вокруг одной общей цели – предотвращение, прекращение и обращение вспять разрушения природных территорий. Этот процесс будет включать в себя тысячи инициатив на местах совместно со всеми представителями общества. Для Казахстана одной из таких инициатив является продолжение проекта StopMusor, о котором рассказала председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана» Айгуль Соловьева.
«Цель проекта StopMusor — научить людей правильно обращаться с мусором и повышать уровень грамотности и социальной ответственности населения. Большая часть производимых в стране отходов – это твердые бытовые отходы, которые генерируются населением и вследствие безответственной утилизации оказываются на улицах городов, образуя новую проблему для общества — замусоривание. Проект позволит повысить осведомленность широких кругов населения о негативном влиянии разбросанного на улицах мусора на окружающую среду и здоровье человека», — подчеркивает Соловьева.
Старт пилотного проекта состоялся еще в прошлом году в Алматы и Нур-Султане. Несмотря на сложный период карантинных мер, авторам удалось добиться охвата аудитории свыше одного миллиона человек.
Цель проекта заключена не только в создании информационного поля, но и активном взаимодействии с целым рядом городских структур на самых разных уровнях. Здесь нужно понимать, что мегаполисы — это сложные многоступенчатые структуры, в которых зачастую между их жителями и чиновниками образуется информационный вакуум. Запуск экологического проекта StopMusor позволил сократить это расстояние и наладить прямой контакт между сторонами и оппонентами, что сделает возможным решить ряд локальных бытовых проблем, многие из которых находились в патовом состоянии годами.
Кнут и пряник
В июне 2021-го началась вторая волна проекта, которая охватит уже всю республику. В его рамках с 24 по 27 июня экоактивисты реализовали акцию Trash flot.
Со слов Соловьевой, энтузиасты соорудили плот из пластиковых бутылок, которые собрали в Алматы и области. На импровизированном судне экоактивисты сплавились по реке Или, делая по пути несколько остановок, в ходе которых производили очистку береговой линии от мусора, оставленного несознательными туристами.
Важно донести до сознания людей, что мы больше не имеем права складировать мусор, пришло время его переработки. Конечно, морфология отходов очень сложна, но мировая практика показывает, что возведение мусороперерабатывающих заводов — это лишь одна из составляющих на пути решения проблем, связанных с замусориванием.
Второй и главной остается первичная сортировка на уровне первоисточника формирования отходов. На Западе перерабатывают до 70 процентов мусора в первую очередь потому, что люди научились разделять свой (!) мусор. В свою очередь, у нас в Казахстане этот опыт не прижился.
В разных городах уже не раз запускали инициативы по раздельному сбору мусора, но, увы, большинство из них не принесло желаемого результата, поскольку люди привыкли выбрасывать весь мусор в «одну корзину» — вот оно, слабое звено. Значит ли это, что внедрение опыта развитых стран стоит прекратить? Отнюдь, нужно действовать, причем сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, нужно ввести систему поощрений хотя бы на уровне ОСИ/КСК, управление которого на личном опыте должно показать, как, аккумулируя и сдавая перерабатываемые отходы, получать «живые» деньги, которые можно направлять на благоустройство домов.
Во-вторых, система наказаний и штрафов на уровне закона. Есть такие люди, которые не способны донести мусор даже до контейнера. Именно они оставляют мусор на лестничных маршах, выбрасывают переполненные пакеты с бытовыми отходами в не предназначенные для этого уличные урны. Они, не утруждающие себя соблюдением общеустановленных норм, должны платить за «грязный» образ жизни.
В-третьих, сетевая мотивация. Молодежь живет в интернете — это инструмент, который нужно использовать, запуская различные челленджи, направленные на сортировку. Если к этому процессу подключать медийные личности, то тренд единовременно могут поддержат тысячи, а может, и миллионы людей. Все три направления сводятся к главному — выработке привычки, приобретя которую, люди на подсознательном уровне перестанут бросать мусор мимо урны, сортировать свои отходы, что в итоге должно привести к изменению климата, только теперь уже в лучшую сторону.
Источник: mk-kz.kz